По общему правилу работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

И до недавнего времени предполагалось, что работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора с любым иностранным гражданином, в том числе и с иностранным гражданином, имеющим гражданство Республики Беларусь.

Вот такой была так называемая официальная позиция ныне упразденной ФМС России.

6. В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять о заключении трудового договора со всеми категориями иностранных граждан, как осуществляющих трудовую деятельность на основании патента и разрешении на работу, так и без документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности (гражданами республик Армении, Беларусь, Казахстан, либо осуществляющими трудовую деятельность в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона).

Письмо ФМС России от 23.01.2015 N КР-1/2/2-691 "О применении норм 115-ФЗ"

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.

Письмо ФМС России от 02.04.2015 N МС-3/18223 "О порядке уведомления работодателями ФМС России"

Отмечу при этом, что письма подобного рода нормативно-правовыми актами не являются, носят информационно-разъяснительный характер и применяться судами при рассмотрении дел не могут.

Такой же позиции придерживались и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды. И даже великий и ужасный Верховный Суд Российской Федерации, который в своем определении от 10.03.2017 N 308-АД17-333 по делу N А53-22119/2015 указал следующее:

Отклоняя доводы общества со ссылкой на положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 об отсутствии обязанности уведомлять управление о заключении трудовых договоров, суды обоснованно исходили из того, что указанная процедура данными правовыми актами в действительности не урегулирована. При этом положения Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не содержат исключений в части обязанности работодателя или заказчика работ (услуг) уведомлять миграционную службу о заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан.

Однако уже в мае сего года, рассмотрев жалобу лица, привлеченного к административной ответственности за неуведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь, Верховный Суд Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении прекратил в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, 19 июня 2015 года в 15 часов 10 минут сотрудниками ОИК МРО N 2 УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на приеме по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Дворцовый проспект, д. 30, <...> установлено, что ООО "СК "Монолит" привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации с 05 июня 2015 года гражданина Республики Беларусь З. в качестве каменщика, не уведомив об этом в установленном порядке УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "СК "Монолит" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов.

Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" (далее - Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4) установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

Трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как следует из содержания Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4, в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в Российской Федерации, и их работодателей, не применяются положения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе положения статьи 13 названного Федерального закона. Изложенные обстоятельства исключают возможность привлечения ООО "СК "Монолит" к административной ответственности по статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Республики Беларусь.

Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-17

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) с гражданином Республики Беларусь трудового договора или гражданско-правового договора не нужно.

Правда, возникает закономерный вопрос: а не изменится ли в будущем позиция Верховного Суда Российской Федерации опять, что повлечет неблагоприятные правовые последствия для работодателей или заказчиков работ (услуг), руководствовавшихся изложенной выше позицией? That is the question...