Время от времени в форуме задают вопрос: обязан ли работодатель уведомлять о прекращении трудового договора с работником, приобретшим гражданство Российской Федерации до прекращения трудовых отношений с ним?
Ответ прост: нет, не обязан. Поскольку
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
ст. 6, Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О гражданстве Российской Федерации"
Однако, принимая во внимание, что мутанты в погонах весьма далеки от понимания этого и возбуждают дела об административных правонарушениях в случае неуведомления работодателем о прекращении трудового договора с работником, приобретшим гражданство Российской Федерации до прекращения трудовых отношений с ним, работодателям следует взять на вооружение следующую правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации.
Установление законодателем обязанности работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора направлено на обеспечение выполнения указанным органом исполнительной власти своих полномочий по осуществлению миграционного контроля за трудовой деятельностью иностранных граждан.
К жалобе приложена удостоверенная нотариусом копия паспорта гражданина Российской Федерации Норматова Б. родившегося <...> в г. <...> <...> Республики, выданного 15 марта 2016 г. отделением в Заводском районе ОУФМС России по Кемеровской области в гор. Новокузнецке, которая подтверждает довод жалобы о приобретении Норматовым Б., с которым Кучеренко А.И. 29 декабря 2015 года был заключен трудовой договор, на момент расторжения этого договора 31 марта 2016 года гражданства Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Поскольку на момент расторжения заключенного с ним трудового договора Норматов Б. приобрел гражданство Российской Федерации, вследствие чего утратил статус иностранного гражданина, отпала необходимость осуществления миграционного контроля за его трудовой деятельностью.
Следовательно, у Кучеренко А.И. отсутствовала обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о расторжении заключенного с Норматовым Б. трудового договора.
При изложенных обстоятельствах вывод судебных инстанций о нарушении Кучеренко А.И. установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о расторжении трудового договора с иностранным гражданином и наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неправильным, сделан без учета указанных выше положений Федерального закона N 115-ФЗ.
Постановление Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 81-АД17-17