Показательный пример того, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, закрыв глазки и отключив мозг.

2. Отсутствие в деле доказательств разъяснения иностранному гражданину, имеющему вид на жительство в Российской Федерации, обязанности ежегодной подачи уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации, а также необходимости своевременного обращения с заявлением о продлении вида на жительство, являются препятствием к рассмотрению дела по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ о не уведомлении в течение 2-х месяцев со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство о пребывании (проживании) в Российской Федерации в нарушение п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Извлечение из решения по делу N 12-433/16

Постановлением Видновского городского суда Московской области Г.М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы территории Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.

Решением судьи Московского областного суда постановление отменено с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в феврале 2016 г. в ОУФМС России по Московской области по Ленинскому муниципальному району г. Видное, расположенном по адресу: Московская область, г. Видное, при приеме документов был выявлен гражданин республики Азербайджан Г.М.А., который после получения вида на жительство по Московской области не уведомил о своем пребывании (проживании) в Российской Федерации за 2015 год ОУФМС России по Ленинскому району в течение 2-х месяцев со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство, прибыл на регистрацию в феврале 2016 г., а должен был до августа 2015 г., что является нарушением п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

По данному факту в отношении Г.М.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, которой предусматривается ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.

Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 107 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС от 22 апреля 2013 г. N 215, при выдаче вида на жительство сотрудник разъясняет иностранному гражданину его правовой статус, обязанность ежегодной подачи уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации, а также необходимость своевременного обращения с заявлением о продлении вида на жительство.
Иностранный гражданин предупреждается, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", он не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

Расписка (Приложение N 13 к Административному регламенту) приобщается к учетному делу.

Вместе с тем, данных об ознакомлении с учетным делом на имя Г.М.А. должностными лицами при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела городским судом не представлено.

Кроме того, не подтверждаются иными материалами данного дела получение Г.М.А. вида на жительство; не установлен территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения вида на жительство и обстоятельства разъяснения иностранному гражданину вышеприведенного порядка продления срока временного пребывания.

При этом из объяснений Г.М.А. на досудебной стадии производства по делу и из объяснений защитника в Московском областном суде усматривается, что Г.М.А. самостоятельно обратился в органы УФМС с целью оформления необходимых документов и не знал о сроках подачи уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Объяснения Г.М.А. в судебном заседании, которые приведены в постановлении городского суда, суд второй инстанции в силу ст. ст. 26.2, 26.3 КоАП РФ не может признать допустимым доказательством по делу, поскольку письменные объяснения у Г.М.А. судом не отбирались, протокол судебного заседания при рассмотрении дела не велся.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении судьей Московского областного суда отменено, поскольку суд второй инстанции лишен возможности устранить указанные нарушения на данной стадии процесса, дело, с учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ, направлено на новое рассмотрение.

Бюллетень судебной практики Московского областного суда за первый квартал 2016 года" (утв. президиумом Мособлсуда 11.05.2016)

То есть, оказывается, дело вовсе не в неправильном применении норм материального права, как я наивно полагал, а всего лишь в отсутствии доказательств разъяснения иностранному гражданину, имеющему вид на жительство в Российской Федерации, обязанности ежегодной подачи уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации.

Можно, конечно, было бы предположить, что смешались в кучу кони, люди, и Г.М.А. на самом деле получил разрешение на временное проживание, но... во всех судебных актах фигурировал именно вид на жительство.

А вот и новое рассмотрение.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 апреля 2016 года г. Видное Московской области

Федеральный судья Видновского гордского суда Боровкова Н.К., с участием Гусейнова М.А. о, его представителя адвоката Видновской юридической консультации Голосова М.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КРФ об АП в отношении Гусейнова М. Алекбера оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Гусейнов М.А. не исполнил обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, а именно не предоставил в подразделение ФМС уведомление о подтверждении своего проживания в РФ в течении двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут при приеме граждан в ОУФМС России по Московской области по Ленинскому муниципальному району по адресу: <адрес> был выявлен гражданин <адрес> Гусейнов М.А. оглы, проживающий по адресу: <адрес>, который после получения Вида на жительство по Московской области ДД.ММ.ГГГГ, не уведомил о своем проживании в РФ за 2015 год ОУФМС России по Ленинскому муниципальному району в течение 2-х месяцев со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство, прибыл на регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, а должен был до ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», то есть совершила административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 18.8 КРФ об АП.

Учитывая, что данное правонарушение совершено на территории Московской области, то его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КРФ об АП.

В судебном заседании Гусейнов М.А. вину признал полностью, пояснил, что знал об обязанности подать в УФМС России по Ленинскому району документы о своем пребывании на территории Российской Федерации, однако, запутался в сроках, поэтому пришел в УФМС в 2016 году.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, приходит к следующим выводам.

Статья 18.8 КРФ об АП предусматривает ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных Федеральным законом.

Нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 ст.18.8 КРФ об АП, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно сведений представленных ФМС России, Гусейнов М.А. длительное время проживает в Российской Федерации (с 2010 года), до совершения обжалуемого административного правонарушения, ранее соблюдал все требования миграционного законодательства Российской Федерации, имеет вид на жительство в РФ от 10.06.2014 года, официально трудоустроен, обеспечен жилым помещение, где в установленном порядке зарегистрирован по месту пребывания.

Учитывая, что субъектом данного правонарушения является иностранный гражданин, временно проживающий в Российской Федерации, а также принимая во внимание позицию, изложенную в ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, а также постановление Верховного Суда Российской Федерации по делу № 18-АД-13-7 от 05 апреля 2013 года, административное наказание к данному субъекту в виде административного выдворения, к нему не может быть применено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.7-29.11 КРФ об АП, суд ПОСТАНОВИЛ:

Признать Гусейнова М. Алекбера оглы виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КРФ об АП и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей, без дополнительного наказания в виде административного выдворения.

И это далеко не единичный пример применения судами п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случаях привлечения к административной ответственности за неисполнение обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ постоянно проживающих в РФ иностранных граждан. Но самый абсурдный. Да и по содержанию судебных актов видно - я его слепила из того, что было. И никаких правовых оснований для применения закона по аналогии у судьи не было: порядок и сроки уведомления постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином о своем проживании определены п. 6 ст. 8 названного выше закона.

В остальных известных мне случаях производство по делу прекращалось в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Хотя, полагаю, прекращать следовало в связи с отсутствием события...